Кружево Орловской губернии
Техники - Плетение кружев

кружево орловской губернии

В Орловской губернии своим кружевом известны три города — Орел, Елец и Мценск. Но вещей XVIII века из этих мест сохранилось очень мало. Среди них полотенце из города Орла: оно закончено тонким сцепным краем с узором в виде свисающих кустов с цветами. Это типичное русское кружево конца XVIII или начала XIX столетия, выплетенное с большим мастерством

В Орловской губернии своим кружевом известны три города — Орел, Елец и Мценск. Но вещей XVIII века из этих мест сохранилось очень мало. Среди них полотенце из города Орла: оно закончено тонким сцепным краем с узором в виде свисающих кустов с цветами. Это типичное русское кружево конца XVIII или начала XIX столетия, выплетенное с большим мастерством. Полотнянка без скани и слабо развитая решетка — отличительные черты времени.

Елецкий конец назеркального полотенца состоит из прошвы шириной 14 см, узорных шелковых лент и узкого металлического края. Прошва сшита из двух кусков с нарушением композиции в правой части; в левой по сторонам раскидистого цветочного куста расположены симметричные фигуры оленей. Розовые цветы контрастируют с зелеными фигурками животных, а блеск шелка оттеняется мерцанием нити золотно-серебряного края с узором «речка». Льняной фон очень вялый, на нем помещены мелкие сопровождающие мотивы. Подобной формы кусты не встречаются в кружеве других местностей. Мотив оленя в кружевном орнаменте вообще появляется крайне редко (изображения оленя входит в герб города Ельца). Эта работа относится к концу XVIII века, она выполнена в многопарной технике.

Очень близка к ней прошва с вышитой под ней надписью. Кружево белое, льняное, с золотистой шелковой сканью по контурам фигур. Три из них — олень и птица справа и цветочный куст — выполнены полотнянкой, две другие — левые птица и олень — сеткой. Сетка, редкая в XVIII веке, в следующем столетии наиболее широко применяется в елецком кружеве. И наличие сетки, и изображение оленя обозначают принадлежность вещи к елецкому кружеву. Для декоративных полотенец всегда употребляли лучшее кружево. Прошва одного из концов насыщена оригинальными элементами. Встречаются олени, птицы, похожие на лебедей, и растительный мотив особой формы. Так же как и в прошве с оленями на первом примере назеркального полотенца, льняная нить здесь отбелена слабо. Все фигуры обведены шелковой сканью — голубой, розовой, охристой. Геометризованные веточки двух рисунков и зигзагообразная цепочка с трилистниками в крае еще сильно напоминают узоры XVIII века, хотя правильнее будет отнести его к началу XIX столетия.

В той же многопарной технике, но геометрического рисунка, одинакового в прошве и крае выплетен еще один конец назеркального полотенца рубежа XVIII-XIX веков. Все поле заполнено крупными «паучками» — разновидностью полотнянки, в этом укрупненном виде называемой елецкими мастерицами «сливочками». Очень тонкая белая льняная нить оживлена пропущенными через решетку шелковыми, коричневыми и охристыми оттенками. Окаймление и прошвы, и края сделано зигзагообразной полоской; зубцы плоские. «Сливочки» — один из любимейших элементов елецких узоров, в данном случае, самый ранний из известных.

Так же, как и в других, в Орловской губернии тонкое многопарное кружево происходит либо из городов, либо из помещичьих мастерских. Но больших поместий вокруг Ельца не было. Окрестности заселялись государственными крестьянами — потомками служилых людей. Среди них и возник в середине XIX века кружевной промысел. Сперва женщины занимались плетением другого рода. Из шерстяной нити на больших коклюшках готовили шнур, так называемый «гарус», который шел на отделку солдатских мундиров. С изменением армейской формы спрос на гарус упал. Его место заняло кружево.

В самом городе Ельце мастериц было немного, но городские мещанки являлись лучшими плетеями. Вокруг города в радиусе 30 км распространилось кружевоплетение. Наиболее развито оно было в семи ближайших областях — Суворовской, Ламской, Врорнецкой, Верхнее-Дрезгаловской, Становлянской, Казацкой и Соловьевской. За ними как бы второй пояс — Стегаловская, Афанасьевская, Извольская, Большебоевская, Каменская области. Третий пояс — Ястребинская, Предтеченская, Богатоплатовская, Сергиевская, Краснопаленская и Черновская области. В 1880-е и 1890-е годы промысел расширялся территориально, увеличивалось число кружевниц: в 1915 году их насчитывалось уже 24615 человек. Занимались кружевоплетением и в подгорном Знаменском монастыре. В ближайших слободах оно стало основным женским занятием. Кружево плели по заказам, плели и само по себе, продавая сработанное тут же, в Ельце, на женском базаре. Главными заказчиками были торговки кружевом. Они доставляли новые рисунки. Так занесли сюда с севера из Вологодской губернии сцепное кружево. Число узоров непрерывно росло, их к концу XIX века насчитывалось более двухсот, но подлинно елецкие — многопарные, в которых иногда требовались сотни коклюшек, постепенно плести перестали. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое.

Чаще вместо льна белого, сурового и желтоватого цветов мастерицы употребляли хлопчатобумажную нить «паутинку шестипасменную», которую делали специально для плетения кружев. Для некоторых узоров она шла разной толщины и цветная. Многопарное тонкое кружево, хотя и бумажное, в цене намного превосходило сцепное. Обычными стали работы для белья, постельных принадлежностей и полотенец. Их отличительной чертой является обводка сканью всех контуров узора, то есть прием, характерный для европейского легкого кружева «малин». Многие из них имеют цветочные орнаменты. Местные узоры, называемые «елецкий край» и «шашками», близки между собой. В их основе — непрерывная цепь ромбов с разными заполнениями. В узоре «шашками» они расположены в три ряда, нижние — плотные, с «паучком» внутри. В Ельце «паучки» называются как «жучок». Цветочные мотивы на фоне решетки из «паучков» называются «жучком с цветком». «Гречишка» и «жемчужная» — очень похожие елецкие фоны, первый состоит из соединенных плетешками мелких сетчатых овалов неправильной формы, которые напоминали плетеям зерно гречихи, второй словно унизан рядами жемчужин. Есть вариант «гречишка с цветом» с розетками внизу. «Узенькая перевенька» — крайчик шириной полтора сантиметра в виде тонких овальных звеньев на сквозном фоне, а «пустушка» состоит из колечек. «Сливочки» применяются постоянно в различных вариациях кружева.

Тонкость, рельефная скань обводом, обилие сквозных элементов и мелкие ячейки фонов делают елецкое многопарное кружево по своей изысканности редким для России. Оно никогда не имело в торговле своего подлинного названия, и только его музейные собрания свидетельствуют о мастерстве елецких кружевниц.

В Ельце создано много оплетов для носовых платков. Самый красивый оплет назывался «черепушкой». Зубцы заполнены вертикальными цветочными ветками, в промежутках — девяти — и четырехлепестные розетки, вдоль кромок протянута цепочка мелких «колес», верхняя кромка — фигурная. За ней начинается простая решетка, граница соединения с тканью отмечена мелкой цепочкой скани. Стройный изящный рисунок, тонкость плетения очень отличают этот узор от остальных. Только нить не льняная, а та самая «паутинка», из которой плелись лучшие работы. Узор, называемый «мелкотравное», тоже растительного рисунка, крупными цветами в нем особо выделены углы оплета. Кружевницы сплели очень много различных вставок, которые вшивали в скатерти и покрывала. В 1890-1900-е годы недолгая мода на кружевную верхнюю одежду для лета стала причиной очень большого производства всевозможных пальто, накидок, доломанов и других костюмов, выполненных в сцепной технике. Огромный спрос на шарфы и косынки привел к тому, что этим плетением стали заниматься целые области. Материалом служила мягкая черная шелковистая бумага, она заменяла натуральный шелк. Последний употреблялся мало, предпочтительно черный, реже — чуть желтоватый. Такое головные шарфы и косынки были массовой продукцией промысла, но среди них появлялись вещи высокого художественного достоинства, созданные по специальным заказам.

Первоначально, осваивая сцепную технику, мастерицы создавали оригинальные типы узоров. Совсем особый тип сцепного елецкого кружева представляет собой неопределенные разводы узенькой полотнянки на фоне из непрерывных пересекающихся петель. К числу лучших и самых ранних сцепных елецких кружев относится «проемный» край. Удлиненная петля зубца, крупный цветок-розетка и квадратные насновки по фону — все в нем несходно с обычными, все легче, изящнее и самостоятельно по композиции. Но поток новых мотивов захлестнул кружевниц, превращая их в простых исполнительниц. Уже в конце XIX века эта постоянная погоня за новшествами стала сказываться на характере елецких кружевных рисунков, часто воспринимавших совсем чуждое их стилю. Плели все, что заказывали. Опытные мастерицы сразу перенимали новый «манер», как называли рисунок. От них осваивали и остальные. Елецкое кружево грозило совсем исчезнуть, так как даже самые талантливые плетеи не успевали осмыслить и переработать это новое. Последним новшеством было тонкое бельевое кружево «русский валансьен», немалая доля которого продавалась за границу. Его требовалось так много, что не успевали плести. В рисунки «русского валансьена» входят «паучки», «речка», уголки, ромбики в один или два ряда. Такие же ромбики в сочетании с данной фигуркой дают геометризованный мотив цветочной ветки. Есть и яснее выраженные растительные детали. Наряду с Елецким уездом «валансьен» исполнялся и в Мценском, но только в школах и мастерицах, связанных с ними заказами и инструктажем.

В конце XIX века елецкое кружевное производство по своему объему в занимало в России первое место. Его расцвет в смысле единства стиля и достоинств плетения относится к 1870-1880-м годам. По числу занятых в промысле мастериц в 30300 человек и объему продукции наивысший уровень был достигнут к 1912 году.

Своим общим характером мценское кружево близко елецкому, как близки территориально оба эти уезда. Но мценское более архаично, в нем довольно долго держалось численное плетение с набором излюбленных мотивов, как, например, «замки и раки» — очень плотное, с трудно различимыми крестовидными фигурами, или такое же плотное с узором из городчатых ромбов. Кроме численного, применялось сцепное плетение с узкой полотнянкой, едва выступающей за рельеф скани, и традиционными народными узорами с густыми фонами. Исполняли его мценские мещанки и крестьянки «для себя». В конце XIX столетия еще доживали свой старый век старые мастерицы протасовской кружевной мануфактуры. В богатых купеческих семьях плели льняное с цветными шелками, нередко с введением металлической нити, кружево для приданого невест.

С образованием промысла мценские плетеи легко освоили новые образцы, но любимыми остались привычные рисунки: павы по сторонам цветка, двуглавый орел между кустами с изогнутыми ветками. Еще в 1860-е годы мценское кружево сохраняло свое высокое художественное достоинство. Преобладало парное мерное, в основном геометрических рисунков типа «барабанчики», «кружки-денежки».

Его плели из белой и суровой льняной, белой, черной и кремовой шелковой, белой, красной и синей хлопчатобумажной нитей. В большинстве узоров требовалось 20 пар коклюшек, в некоторых же — более 100. В конце XIX века в Мценске появляются общераспространенные «клюни», гипюры и другие модные типа кружева, затем и «русский валансьен».

Мценский промысел ограничен самим городом и одной пригородной Стрелецкой слободой. Однако в нем было занято около 5000 мастериц. В течение года в Мценске выплеталось до 150000000 аршин мерного кружева. Отдельные предметы делались по заказу. С началом первой войны его производство стало сокращаться, и промысел совсем захирел. Сейчас он не существует.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вязание

Как сделать вязаный браслет своими рукам

News image

Сегодня становится модно заниматься рукоделием, с его помощью всегда можно выглядеть стильно и неповторимо. Занятие это интересное и имеет много различных направлений. Украшения handmade поистине находятся на пике популярности в ...

Как связать шапку спицами

News image

В различных журналах по рукоделию можно встретить множество фотографий, на которых изображены красивые вязаные детские шапки. Вы наверняка задумывались о том, чтобы связать что-то подобное для своего любимого малыша? Вы ...

Бусы, связанные крючком.

News image

Бусы - модный аксессуар, который дополняет и завершает образ женщины. Их можно купить, но гораздо приятнее надеть вещь, сделанную своими руками, например, украшение, связанное крючком. Сделать такие бусы очень просто, ...

More in: Вязание крючком, Вязание на машинке, Вязание спицами

Кружево: словарь терминов

News image

Аграмант — форма кружева с зубцами вдоль обеих кромок. Почти не плетется, поскольку это достаточно старый вариант плетения кружев. Аганжаты — двойные круже...

Вышивка: с чего начать?

News image

Что вышить? - Начните с работы, на которую приятно будет посмотреть, а не ту, что попроще и полегче. Это не значит, что надо начать с большой картины - скоре...

Способы бисероплетения

News image

Каждый, кто занимается бисероплетением, использует ряд приемов и способов. Рассматривая этот вопрос, можно выделить условную классификацию способов бисероплет...

Авторизация