Мой вердикт: заработать на рукоделии возможно, только если идти своим путем. Вязать кофточки подобные тем, что продаются в большинстве магазинов, это естественно абсолютно невыгодно и неинтересно. Зачем конкурировать с вязальным станком? У станка все равно получится дешевле и быстрее. Любое дело, если его делать оригинально и с душой, должно, в конце концов, принести и удовлетворение и деньги. Только так и возможно чем-либо заниматься, не правда ли? А примеры подскажут, каким разным может быть бизнес на любимом рукоделии.
Ручное вязание как бизнес
Вязание – малоприбыльное дело, причем не только в России, но и во всем мире, как отмечают эксперты. Но, например, в странах Скандинавии, где традиционно развито ручное изготовление вязаной одежды, вязание поощряется даже на уровне правительства, так как носит позитивный, почти терапевтический для общества характер. У нас всё держится на энтузиастах. Вот одна такая энтузиастка – моя первая героиня.
Несколько лет назад я разговаривала с одной женщиной Натальей Громыко, которая в Питере основала небольшую фирму по производству и продаже вещей ручного вязания. Она перепробовала на этом пути многое, и сама вязала в одиночку, и по заказам. Но пришла к такому очень небольшому, но достаточно эффективному производству. Все её затраты – это аренда пары квадратных метров в торговых центрах, где она выставляет свои модели, и расходные материалы. У неё трудится несколько надомниц, часто женщин с ограниченными возможностями, для них это – не только возможность заработка, но и желание быть нужной, быть в гуще событий. Пряжу и спицы Наталья им сама привозит, и сама же потом забирает готовые вещи.
А в чём секрет, спросите? В моделях. Наталья разрабатывает модели – оригинальные и неповторимые, и качественные конечно. Пробовала делать вещи усреднённые, более привычные, но поняла, что конкурировать с промышленным трикотажем глупо. Она мне тогда сказала: Одна и та же модель, например, с кожаным кружком и буквой Я в центре будет продана быстрее, чем без этого дополнения .
Так что, если хотите выйти на рынок – необходимо иметь свои оригинальные модели. Только оригинальность моделей может обеспечить стабильность работы в данном бизнесе. Сейчас у Натальи целая фирма по производству вещей ручного вязания, с филиалами, с Интернет-магазином, а начинала, как и многие из нас, с разработки новых стилей вязки, с собственных моделей для дочери и сына.
Пример из российской глубинки
Журнал о вязании Кокетка . Ни разу не видели? Если увидите, обязательно посмотрите, а лучше купите. По крайней мере, поддержите наших женщин из небольшого ростовского села. Как они зарабатывают на вязании? Они придумывают модели, вяжут их в единственном экземпляре, фотографируют, делают подробное описание и печатают свои произведения в журнале тиражом в несколько тысяч экземпляров. То есть непосредственно на вязании они не зарабатывают, они имеют прибыль только от продажи своего авторского журнала. И рекламы в нём. Здорово?
Идея заработка на торговле пряжей
Откройте школу вязания. Для всех. И недорогую. В Израиле, например, я видела объявление о школе вязания всего за 5 долларов! И не заочную, или по Интернету, а настоящую, с реальными преподавателями и слушателями. Оказалось, что школа эта – лишь видимая часть айсберга. Основной заработок эта фирма имеет от продажи расходных материалов для рукоделия: пряжа, спицы, ленты, пуговицы и т.п. А школа – неплохой промоушн, да и польза людям!
Кружевница из Сасово
Это рязанская глубинка. Женщина делает кружева. Но это умеют делать многие. И чего конкурировать с теми, кто делает это дешевле и в промышленных объёмах? Но женщина эта делает не простые кружева, а цветные! Сама придумала, как вплетать цветные нити, сама изобретает узоры. Сидит себе тихонечко и работает. А все вокруг восхищаются и в очередь уже встают, чтобы заказать уникальный воротник или пояс. Модные Дома уже сотрудничают с тётенькой, иностранцы приезжают. Она вот ещё что придумала на старости лет – уроки даёт по Интернету, ведёт свою страничку интерактивную. И друзей находит в самых разных концах Земли, и себя пиарит, и продаёт…
Ещё раз подтверждается: рукоделие приносит дивиденды, если это неординарно и свежо.
Пример из-за океана
Кристи Собел зарабатывает на том, что шьет дамские сумочки. Да не простые, а с изюминкой! Дело в том, что к 35 годам Кристи пережила 3 автомобильные аварии, и каждый последующий день для нее стал испытанием: боли в позвоночнике не давали покоя. Даже такие элементарные вещи, как ношение сумки через плечо, стали для Кристи Собел проблемой. Чтобы не напрягать плечи, Кристи искала подходящую поясную сумочку и обнаружила, что модных аксессуаров такого типа просто нет в природе. Спортивные варианты ее не устраивали. Вот и родилась уникальная конструкция дамской сумочки, которая освобождает спину, плечи, да и руки остаются свободными, что пришлось по душе не только женщинам с подобными проблемами, но и вполне здоровым деловым и активным девушкам.
В общем, Кристи стала делать такие сумочки не только для себя, но и на продажу. Поначалу делала небольшое количество для друзей и знакомых, а потом решила на этом еще и зарабатывать. Пригласила себе в помощь торгового представителя, который ходил по бутикам и предлагал эти сумочки на продажу. Теперь ее именные сумочки продаются более чем в 60 магазинах подарков и одежды в США, а также на сайте фирмы Кристи Собел. Одно изделие стоит от 54$ до 200$. Судите сами: выгодное дело или нет.
Hand made косметика
Ну, сейчас многие занимаются изготовлением на дому кремов, масок, скрабов. Мыло ручной работы – это просто хит! Многие дамы заняты этим интересным ремеслом. Благо сейчас расходники вполне доступны, и их можно приобрести почти в каждом городе. Только вот беда – вместе с доступностью и популярностью пришло и насыщение рынка. Теперь кусочком мыла ручной работы никого не удивишь! Одна моя подруга Лена Булгакова занялась мылом не так давно, пару лет назад. И если раньше ей достаточно было просто сказать эти три заветные слова «мыло ручной работы», как тут же её рукодельные кусочки уходили с молотка, то сейчас стало всё намного сложнее. Многие парфюмерные бутики имеют такую продукцию, и вся она красиво запакована, симпатично оформлена… Так что, конкурировать с таким напором практически невозможно, можно и руки опустить… Но Лена нашла выход. И клиентов как было у неё предостаточно, так и осталось. Она предлагает индивидуальное мыло. Наносит личный логотип клиента, иногда рельеф в виде профиля человека (по желанию). Иногда ей заказывают такие мыльца с рельефом делать по фотографии, кому-то в подарок. В каком магазине можно найти такое? Но и это ещё не всё. Она ходит по руководителям фирм, где большинство работающих – женщины, и предлагает такой корпоративный подарок. В этом году на 8 Марта две фирмы ей заказали мыло с их логотипом в качестве подарков своим сотрудницам. И подарок отличный, женский, и корпоративный дух поднимает. Такие же подарки она предлагает и на 23 февраля, и на Новый год, на профессиональные праздники. А что было бы, если бы Лена пошла пристраивать своё мыло куда-нибудь в магазин? Какие продажи, какой успех? Вывод очевиден: ручная работа может быть выгодно продана, только подходы надо иметь.
Художественная ценность
Вот многие думают, как здорово быть художником. Нарисовал работы, поставил в салон и всё. Жди прибыли. А сама тем временем можешь и на работу ходить, и детьми заниматься. Ждать можно годами, скажу я вам. По себе знаю. Это большая редкость и удача, если работы хотя бы в течение полугода продадутся, а так можно и вообще ничего не продать, а всё знакомым раздарить. Вот один мой приятель нашёл выход, как ему поправить своё материальное положение живописью.
Мы с ним учились вместе. Но пошёл он в жизни совсем другим, не художественным путём. К искусству тянуло постоянно. Так что искусство для него – это как для нас рукоделие, хобби то есть. Поехал он как-то в Италию отдохнуть. И если любой человек берёт с собой в поездку фотоаппарат, то художник (пусть и художник в прошлом) обязательно берёт с собой ещё краски и кисти. Идёт он себе по Италии, видит – красивый дом, остановился, решил зарисовать. Сел и дом этот с натуры написал. Только уходить собрался, как из дома хозяин выходит и умоляет продать этот набросок. Делать нечего: раз просят, надо продать. Пошёл приятель дальше, новый дом сел рисовать. История повторилась. Так он ходил по Италии и дома рисовал, а потом хозяевам эти картинки продавал.
Теперь каждый свой отпуск он едет в Италию и рисует там дома. Удивительно, но только у него, и только в Италии это работает.
Это, конечно, не совсем рукоделие. Но вот я к чему. Нашёл этот человек свой неповторимый путь, как сделать что-то своё, и как потом это ещё и продать. Уникально ведь? Не надо надеяться, что вещь сама себя продаст где-то в салоне. Это часто пустые надежды.
Ещё немного морали
Где-то читала, что сейчас почти любая профессия – это ещё и умение продавать. Так получается, капитализм ведь. В рукоделии тоже самое. Недостаточно просто делать авторские вещи. Только кажется, что таланту все дороги открыты. Да, открыты, но их надо открывать. Сейчас мало просто делать хорошо и качественно. Нужно искать пути к покупателю, как ни скучно это звучит. Женщины-рукодельницы, они часто ещё и изобретательницы. В смысле изобретают оригинальные и свежие пути к реализации своих талантов. Таких немало. И если и Вы найдёте свой неповторимый путь, то никакая конкуренция вам не страшна! На своём пути нет соперников, потому что вы идёте первая. А те, кто попытаются повторить ваш путь – уже вам не соперники, они всегда второй номер. Не будьте вторыми, третьими, тридцатыми. Найдите свой путь, и успех придёт. Либо придётся оставить рукоделие только как хобби на радость родным и близким, что тоже неплохо, и не грезить о каких-то неимоверных заработках.
|