Популярные
СЛОЖИМ, СВЯЖЕМ, ПРОШЬЕМ И ПОКРАСИМ |
Библиотека - Батик |
Главное отличие узелкового батика — его утилитарный характер. Хотя художники порой используют узелковое крашение как фон в картине для последующей росписи, но в основном его применяют для украшения тканей, предназначенных для одежды и предметов домашнего обихода. И тут уже не требуется никаких особых художественных навыков. Тем более что для одежды в узелковой технике можно выбирать несложные фасоны. Создание уникального узора легко осуществимо в домашних условиях, так как рисунок образуется очень просто: ткань завязывают, обматывают, складывают и прошивают, а затем красят. ОТ ФЕТРА ДО ЖОРЖЕТА Наиболее удобна для узелкового крашения хлопчатобумажная ткань. От толщины и структуры ткани зависит будущий рисунок. Тонкие ткани легче завязать, прокрасить и получить четкие линии на сгибах. Подходят также шелк и вискоза (их используют, например, в Индонезии на островах Суматра и Бали). В Индии кроме хлопка, красят шелк и тонкую шерсть. Сложнее работать с шерстью, бархатом, плюшем, трикотажем, но на них можно получить интересный эффект. На шерсти делают планги племена берберов в Африке. В Тибете для планги используют толстую шерсть и фетр. В Западной Африке крупный и несложный рисунок получают даже на циновках. Конечно, на таких материалах рисунок будет нечетким и грубым. Синтетические ткани для узелковой техники не годятся. Полотно не обязательно должно быть белым, но наиболее интересные варианты получаются на контрасте белого узора и темного фона. Ткань подготавливаем так же, как и для других видов батика. Если нужно, размечаем рисунок карандашом. МАЛЕНЬКИЕ ПОМОЩНИКИ В технике узелкового крашения не обойтись без обычных хлопчатобумажных ниток (не тоньше № 20) и разнообразных хлопчатобумажных веревок, шнуров, лент. Они должны быть крепкими, плотно прилегать к ткани и не пропускать краску. Веревки из искусственных материалов не годятся — краска легко проходит под них. Веревки не только фиксируют сложенную ткань в нужном положении, но и сами создают рисунок полос — соответственно узких или широких. Вначале нелегко научиться туго затягивать узлы нитей и веревок. Но первое же крашение покажет: чем слабее мы обматываем и завязываем узел, тем легче краске войти в материал и окрасить (хотя и более слабым тоном) спрятанные участки. Если нить для завязывания намотана на катушку, шпульку или просто кусок бумаги, ее легче затянуть как можно туже. Закрыть большую площадь ткани можно сеткой — получится соответствующий рисунок. Многие приемы планги требуют складывания ткани, плиссировки. Лучше всего закреплять утюгом каждую складку по мере их образования, а не все сразу. Кроме того, нам понадобятся камешки, бусинки, горошины, бельевые прищепки или другие зажимы, различные дощечки, палочки. |
Читайте: |
---|