Кружево Нижегородской губернии
Техники - Плетение кружев

кружево нижегородской губернии

Балахна — торговый и ремесленный город Нижегородской губернии — издавна славилась своими гончарами, плотниками и резчиками. Половина всего женского населения плела кружево. Кружевоплетение в этом городе, видимо, рано стало ремеслом. В первой половине XIX века здесь уже сложился свой тип сцепного кружева

Балахна — торговый и ремесленный город Нижегородской губернии — издавна славилась своими гончарами, плотниками и резчиками. Половина всего женского населения плела кружево. Кружевоплетение в этом городе, видимо, рано стало ремеслом. В первой половине XIX века здесь уже сложился свой тип сцепного кружева. Сами мотивы его узоров не выделяются оригинальностью: это все те же павы, орлы, цветущие деревья, только их очертания четки, силуэты изысканны. Нигде нет и такого разнообразия в формах деревьев. В балахнинском кружеве ритмично расположение ветвей и цветов с характерными загнутыми концами листьев. У орлов ясно обозначены перья и выражен взмах самого крыла. Павы или твердо опираются на ноги, или вытягивают их вперед, словно при взлете, одна нога бывает приподнята. Туловища у пав короткие, даже прямоугольные.

Большое внимание плетеи уделяли разработке решеток. Опознавательным признаком балахинского сцепного кружева является не просто применение различных решеток в одном предмете, а явное преобладание насновочных. Причем насновки отличаются своей конфигурацией: есть овальные, квадратные, треугольные, собранные в розетки, образующие клетки, в виде зигзагов и параллельных полос. Своеобразны и плетешковые решетки, они обильно украшены петельками и представляют собой то поле сквозных овалов, то косую клетку, то подобие чешуек. Со второй половины XIX века употребляются элементы решетки «ростовский крест». Скань предпочитается витая. Все это кружево — льняное. Оно служило для подзоров праздничных простынь и состояло из широких прошв краев разных рисунков, разделенных проставками лент или набивной льняной ткани. В качестве завершения встречаются не льняные, а металлические края. Подобное нарядное кружево было домашним и не шло в продажу. Его исполнение ограничено первой половиной XIX столетия, так же как это было и со сцепным кружевом.

Многопарное кружево Балахны не однотипно. Различие в сложности его узоров велико: в одних употребляется всего 15, в некоторых — 200 пар коклюшек. Оно плелось из шелковой нити золотистого или черного цвета. Со временем появилась тонкая хлопчатобумажная пряжа. Очень редко используется льняная. Именно многопарное кружево стало основой сложившегося здесь в середине XIX века промысла. Он продлил существование тонких типов узоров, подражавших кружеву «малин», «шантильи», блондам.

Наряду с ветками розы и другими цветочными мотивами, типичными для этих изделий, в Балахне делали и геометрические, такие же тонкие, в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них. Подобные узоры известны нам по елецкому кружеву. У тех и других источник один, но в манере исполнения и в излюбленных деталях различие есть.

Широк набор предметов, которые выплетали мастерицы Балахны: шарфы, косынки, наколки на голову, оплеты носовых платков, воротники, части женских платьев, хотя основную долю составляло мерное кружево разных рисунков. Во всех этих рисунках сказался большой как технический, так и чисто художественный опыт, выразившийся в умелом использовании накопленных технических приемов. В черных шелковых косынках фон тонкий, прозрачный. На нем очень узкой и очень плотной полотнянкой четко рисуются свободно брошенные ветвистые стебли с многочисленными цветами типа розы, сплетенными так же плотно, только их сердцевинки сделаны сквозными. Силуэтом хорошо выявлена форма каждого цветка. Их сопровождают другие, мелкие, в виде розеток, круглых дырочек и сплошных тонких цветочных кистей. Весь этот богатый набор входит в верхнюю часть букета. Снизу четыре крупных зубчатых листа создают ему весомую опору. Большие размеры листьев облегчены приемом заполнения. У них плотны только контуры, внутри же листья прозрачны, причем в нижних решетка из паучков имеет местами различную плотность, что дает кружеву игру светотени.

Балахна славилась исполнением блонд, долго сохранявших характер узоров XVIII века с их фигурными медальонами, завитками рокайль, цветочными гирляндами и решетками из полос полотнянки, с тончайшим тюлем фона. Примером может служить воротник первой половины XIX века. Его узор состоит из плоских завитков разного рисунка, изогнутых листьев и различных решеток. Более крупные детали обогащены закидками, а узор в целом — введением золото скани. По верхней кромке кружева пришита золотная тесьма. Несмотря на ясно выраженный характер стиля рококо, употребление местами сетчатого плетения заставляет отнести этот воротник к XIX столетию.

Промысел не был сосредоточен в одном городе Балахне, он распространился и по Балахнинскому уезду. Первоначально в нем работали бывшие крепостные кружевницы. Их навыки вполне соответствовали характеру балахнинского кружева. Недаром «балахонским манером» назывались тонкие тюлевые узоры. Сейчас в Балахне плетут лишь отдельные любительницы этого искусства.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вязание

Как сделать вязаный браслет своими рукам

News image

Сегодня становится модно заниматься рукоделием, с его помощью всегда можно выглядеть стильно и неповторимо. Занятие это интересное и имеет много различных направлений. Украшения handmade поистине находятся на пике популярности в ...

Как связать шапку спицами

News image

В различных журналах по рукоделию можно встретить множество фотографий, на которых изображены красивые вязаные детские шапки. Вы наверняка задумывались о том, чтобы связать что-то подобное для своего любимого малыша? Вы ...

Бусы, связанные крючком.

News image

Бусы - модный аксессуар, который дополняет и завершает образ женщины. Их можно купить, но гораздо приятнее надеть вещь, сделанную своими руками, например, украшение, связанное крючком. Сделать такие бусы очень просто, ...

More in: Вязание крючком, Вязание на машинке, Вязание спицами

Этапы плетения бисером на станке

News image

Крепим рабочую нить (завязываем узлом) на первой нити основы, (если количество бисерин первого ряда изделия равно количеству нитей основы минус 1). В дальнейш...

Ножницы. Сколько их должно быть у вышивальщицы?

News image

Ножницы никогда не входят в наборы для вышивания, их приобретение всегда остается за самой рукодельницей. Пытались ли вы подсчитать, сколько ножниц вам нужно ...

Aida — зло! Да здравствует альтернатива!

News image

В большинстве своем рукодельницы начинают вышивать крестом по канве типа Aida с четким делением на квадраты. Действительно, это очень удобно — в каждый квадра...

Авторизация