Популярные
БАТИК — ДУША ВОСТОКА |
Техники - Батик |
Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения. И до наших дней этот вид искусства не устарел и не потерял актуальности. Сказочные цветы и нежные пейзажи, изображенные на тончайшей ткани, выглядят столь ослепительно, что едва ли человеку захочется отказаться от возможности созерцать эту красоту у себя дома. Родиной батика считается Юго-Восточная Азия
Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения. И до наших дней этот вид искусства не устарел и не потерял актуальности. Сказочные цветы и нежные пейзажи, изображенные на тончайшей ткани, выглядят столь ослепительно, что едва ли человеку захочется отказаться от возможности созерцать эту красоту у себя дома. Родиной батика считается Юго-Восточная Азия. Слово БАТИК происходит от «ambatik», что в переводе означает «ткань с пятнышками». Суффикс «тик» означает маленькая точка, капля, пятно или пятниться. Слово батик может происходить и от яванского «tritik» - сопротивляемость окрашиванию: узоры наносятся на ткань специальной техникой еще до того, как на ткань кладется краска. Есть еще одно яванское слово, описывающее мистический опыт появления батика, - «mabtik manah», что значит «рисовать узор батика на сердце». Рукодельный батик высокого качества очень дорог, а его производство сильно ограничено. Однако в мире машинных технологий интерес к рукодельным материалам становится все выше. Среди них – батик. Древний и удивительно многообразный батик в наши дни является самым популярным из-за его ориентированности на законы современной моды. К нам батик пришел из Индонезии. И хотя люди активно использовали эту технику нанесения узоров на ткани, нигде батик не был развит до современного уровня этого искусства так, как это произошло на острове Ява в Индонезии. Считалось, что яванская девушка достигает совершенства, если способна умело управляться с инструментом для нанесения воска на ткань, так же как готовить и вести хозяйство. Для батика используют натуральные ткани (хлопок или шелк), способные впитать воск, отталкивающий краску. Ткань, используемую в батике, многократно стирают и кипятят еще до нанесения воска, чтобы устранить все следы крахмала, извести, мела и других разметочных материалов. До появления современных технологий ткань отбивали деревянными молотками или отутюживавали для получения эффекта мягкости и эластичности на ткани, чтобы воск ложился наилучшим образом. Несмотря на то, что художественная форма батика весьма замысловата, используемые инструменты очень просты. Кантинг (чисто яванское изобретение) представляет собой тоненький медный контейнер с горлышком, который еще иногда называют восковой карандаш, с короткой бамбуковой ручкой. Медный контейнер наполняется расплавленным воском, с помощью которого художник обозначает рисунок на ткани. В батике используются разные виды и стандарты воска. Обычно для батика применяют смесь пчелиного воска, полезного своей податливостью, и парафина, известного своей рыхлостью. Традиционные краски центрально-яванского батика изготавливались из натуральных материалов и состояли в основном из бежевого, синего, коричневого и черного цветов. Самый первый цвет, который применялся в традиционном батике, был синий. Эта краска изготовлялась из листьев растения Индиго. Вторым по значимости в традиционном батике был коричневый цвет, называемый сога. Краска производилась из коры дерева Сога. Еще один традиционный цвет – красный, называемый менгкуда. Эта краска делалась из листьев растения Моринда Цитрифолия. Оттенок конечного цвета зависел от того, на какое время помещалась ткань в краску и как часто ее туда погружали. По традиции, очертания рисунка наносятся на ткань углем или графитом. Мастера кладут воск по схеме рисунка. После первого этапа вощения ткань готова к первому окрашиванию Вощеную ткань погружают в бак с первой краской. Когда ткань обретает нужный цвет и высыхает, на нее наносится воск в тех местах, которые должны сохранить первый цвет или обрести цвет более позднего этапа окрашивания. Количество цветов на батике говорит о том, сколько раз ткань подвергалась окрашиванию, и сколько раз на нее наносился воск. Многоцветный батик стоит больших трудов и многоразовые процессы окрашивания обычно отражаются на цене ткани. На сегодняшний день традиционные краски в основном вытеснены химическими, поэтому оттенков батика и возможностей их использования – великое множество. |