История вышивки
Техники - Вышивание

история вышивки

Возникновение вышивки, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появление первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа

Возникновение вышивки, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появление первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением, выполненным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию все новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 6-5 векам до нашей эры. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры, и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран Западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки и техники исполнения вышивки.

В Англии с 13 века известна богатая вышивка золотом, серебром и шелком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В 16-17 веках во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портреты, панно с изображениями людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных и птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.

С конца 13 - начала 14 века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании, Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме и для украшения бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белья гладьевая и сквозная с геометрическими и сквозными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

На Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликацией кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, седла, черпаки, одежда и обувь знатных скифов, изготовленные в 6-3 веке до нашей эры. В европейской части страны при раскопках старинных курганов найдены остатки одежды скифов и сарматов, живших здесь в 1-3 веке, украшенные вышивкой шерстянными, золотыми и серебрянными нитями.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебрянными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культового убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.

До конца 18 века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техники исполнения, формой и композиционным решением. В 19 - начале 20 века вышивка применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающих край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русской вышивки широко известны владимирский верхошов и мастерская белая гладь, крестецко-валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.

Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохраняются на Украине. В каждом регионе прослеживаются местные особенности, свойственные отдельным областям, районам, селам.

Строгими узорами белым по белому и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники (полотенца), платки головные и ручные, скатерти, занавеси и многое другое. На женских рубахах вышивкой отделываются рукава, ворот, лиф, манжеты, подол. Мужские рубахи вышивают по вороту, вдоль застежки и на концах рукавов. Техника вышивки очень разнообразна, как и орнаментальные мотивы в разных областях республики и отдельных селах. Как правило , это техника счетной и свободной глади, белых и цветных мережек, полукреста и креста, низи - вышивки с изнаночной стороны и др.

Для вышивки Белоруси характерны сочные орнаменты красным по белому , мережки, вырезывание, шитье по сборками и др.

Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразнейшими техниками: счетной и свободной гладью, строчкой, полукрестом и крестом, козликом, тамбуром, мережками и строчными швами белым по белому и др. В женских и мужских праздничных рубахах вышивкой украшались воротники, наплечники, обшлага, съемные воротники к женским рубахам-голошейкам, передники, головные уборы.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. Повсюду распространена в Грузии вышивка шелком, шерстью и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясов, подушек, настенных ковров и других изделий. Насчитываются десятки различных декоративных швов и цветочно-растительных орнаментов.

Тонкостью и мастерством исполнения отличаются армянские вышивки, их орнамент представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы, выполняемые различными швами по свободному контуру и счету нитей ткани. Это гладь, мережка, плетеночный шов и другие.

Тонкостью и мастерством исполнения отличаются армянские вышивки, их орнамент представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы, выполняемые различными швами по свободному контуру и счету нитей ткани. Это гладь, мережка, плетеночный шов и др.

В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящие из завитков, цветов, листье и стеблей растений. Украшают ими ковры, подушки, скатерти, покрывала, безрукавки, кошельки и другие изделия. Процветало здесь и золотное шитье, вышивка белой счетной и цветной свободной гладью, металлическими блестками.

Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с 3-8 веков, с характерной композицией круга - символа солнца. Он заполняется стилизованными растительными орнаментами в виде листье, лепестков, бобов. Здесь отсутствовали изображения человека и животных, запрещенные религией. В Таджикистане гладьевыми, тамбурными, петельными, крестообразными швами и аппликацией украшались сюзане, занавеси, мешочки для чая, зеркал и расчесок, тюбетейки, мужские поясные платки, панно. Для узбекских вышивок характерны шов цепочка, гладь вприкреп, полукрест, аппликация, крест, золотное шитье Бухары, вышивка бисером. В туркменских вышивках преобладают гладь вприкреп, цепочки и стебельчатый шов.

Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи, тамбурными и гладьевыми швами по сукну, бархату, шелку. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных и реже - изображения растений. На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликации из ткани и кожи с применением бисера. Вышивки народов Поволжья - марийская, мордовская, чувашская - отличаются геометризованным узорами из растений, животных и птиц, выполненных в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.

Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

Нас восхищают прекрасные произведения искусства, хранящиеся во многих музеях страны, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник.

В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые - декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вязание

Как сделать вязаный браслет своими рукам

News image

Сегодня становится модно заниматься рукоделием, с его помощью всегда можно выглядеть стильно и неповторимо. Занятие это интересное и имеет много различных направлений. Украшения handmade поистине находятся на пике популярности в ...

Как связать шапку спицами

News image

В различных журналах по рукоделию можно встретить множество фотографий, на которых изображены красивые вязаные детские шапки. Вы наверняка задумывались о том, чтобы связать что-то подобное для своего любимого малыша? Вы ...

Бусы, связанные крючком.

News image

Бусы - модный аксессуар, который дополняет и завершает образ женщины. Их можно купить, но гораздо приятнее надеть вещь, сделанную своими руками, например, украшение, связанное крючком. Сделать такие бусы очень просто, ...

More in: Вязание крючком, Вязание на машинке, Вязание спицами

Характеристика профессии кружевницы

News image

Общая характеристика профессии Осуществляет плетение кружев (в том числе высокохудожественных, штучных изделий). Подготовительные операции: прикрепление ра...

Качество бисера

News image

При создании украшений из бисера, особое внимание уделите качеству применяемых материалов, особенно бисеру. Поскольку именно от него будет зависеть впечатлени...

Кружево Орловской губернии

News image

В Орловской губернии своим кружевом известны три города — Орел, Елец и Мценск. Но вещей XVIII века из этих мест сохранилось очень мало. Среди них полотенце из...

Авторизация