Популярные
Золотая нить |
Советы рукодельнице - Различные техники рукоделия |
Золотая светящаяся нить на красивой поверхности бархата плотно уложена объемным кованым швом, переходит в плавную волнистую линию, затем продолжается в тонкой обводке по контуру мелкими ажурными петлями, витыми шнурами… Многочисленны вариации традиционной техники золотого (золотного) шитья, известного на Руси с давних времен. На протяжении нескольких столетий золотным шитьем богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье, облачение духовенства, а также предметы церковного обихода (покровцы, пелены, омофоры и др.). Золотая нить, придававшая шитью особую праздничность, использовалась мастерами до XVI века, впоследствии ее заменяли и золоченое серебро, и металлическая нить, скрученная на льняную или шелковую основу
Золотая светящаяся нить на красивой поверхности бархата плотно уложена объемным кованым швом, переходит в плавную волнистую линию, затем продолжается в тонкой обводке по контуру мелкими ажурными петлями, витыми шнурами… Многочисленны вариации традиционной техники золотого (золотного) шитья, известного на Руси с давних времен. На протяжении нескольких столетий золотным шитьем богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье, облачение духовенства, а также предметы церковного обихода (покровцы, пелены, омофоры и др.). Золотая нить, придававшая шитью особую праздничность, использовалась мастерами до XVI века, впоследствии ее заменяли и золоченое серебро, и металлическая нить, скрученная на льняную или шелковую основу. Отсюда более точным становится название «золотное шитье». В XVII веке развивались различные центры художественного шитья, и это прежде всего ведущие центры художественной культуры: Москва, Новгород, Торжок, Архангельск, Сольвычегодск. Мастерские открывались при женских монастырях, таких, как Суздальский Покровский, а также существовали княжеские светлицы, в которых трудились талантливые рукодельницы (мастерские князей Старицких в XVI веке, Строгановых в XVII веке и др.) Золотное шитье присутствовало и в крестьянской вышивке XIX столетия — в праздничных женских головных уборах — кокошниках и одежде (епанечки, душегреи). Широкая география распространения золото-серебряного шитья приводит нас и на Урал. Достоверные сведения о работе золотошвейной мастерской в Челябинске в середине XIX века приводятся в книге Раисы Будриной, посвященной истории Челябинского женского Одигитриевского монастыря. В 1854 году повелением Государя Императора Николая Павловича была утверждена женская община под названием Одигитриевской-Богородичной во имя Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы). В первые годы сестры общины занимались выделкой льна, ткачеством холстов, более способные обучались рукоделию. В 1880-х годах игуменья Рафаила (в миру Ксения Яковлевна Бабушкина) развивала мастерские, сама искусно вышивала бисером. При монастыре ею были выстроены два двухэтажных полукаменных флигеля, в которых помещались мастерские: золотошвейная, белошвейная, живописная, цветочная, переплетная и другие. Сохранилось ли шитье из мастерских Одигитриевского монастыря, не известно, но это уникальное художественное ремесло в Челябинске не было забыто. В начале XX века, по существующей статистике на 1908 год, в Челябинске работали пять мастериц и две ученицы, а в городе Троицке Оренбургской губернии — две мастерицы, но их имена, к сожалению, нам не известны. Уральские золотошвеи обладали незаурядным талантом. Образцом большого исполнительского мастерства уральских рукодельниц может служить расшитая рубаха от костюма уральской казачки второй половины XIX века, находящаяся в собрании Государственного Эрмитажа. Золотошвейные мастерские, вероятно, открывались и в других храмах города. Подтверждением этого могут являться образцы старинного церковного шитья (епатрахиль и покровец конца XIX века), хранящиеся в ризнице церкви св. Симеона Верхотурского. Шитье выполнено на высоком профессиональном уровне. Тончайший узор из переплетающихся линий виноградной лозы и хрупких колосьев пшеницы оставляет впечатление подлинного произведения искусства. Совершенство технического мастерства безымянного мастера сочетается с глубоким чувством орнаментального ритма и гармонии. Некогда утраченные навыки церковного шитья и других художественных ремесел и в наше время восстанавливаются. В начале 1990-х годов при Симеоновской церкви создается вначале иконописная мастерская, потом, в 1998 году, открывается золотошвейная. На создание мастерской необходимо было получить благословение, и челябинская мастерица Ольга Владимировна Шаламова отправляется на остров Залит в Псковский район — к девяностолетнему старцу протоиерею Николаю Алексеевичу Гурьянову, становится его духовным чадом и получает от него благословение на развитие золотошвейной мастерской в челябинском храме. Для церковного убранства золотошвеи выполняют покровцы, украшают одежду священнослужителей. Ольга Шаламова, общаясь с другими челябинскими мастерицами, совершенствует мастерство и передает свои ремесленные навыки художественного шитья молодым воспитанницам, которые посещают воскресную школу при церкви. На развитие золотошвейного производства на Южном Урале, как и на многие другие регионы России, повлияло прославленное торжокское шитье Тверской губернии. Торжок — один из самых значительных и влиятельных центров российского золото-серебряного шитья — и поныне успешно развивает свой знаменитый промысел. Торжокская ремесленная школа, созданная в 1894 году, «рассылает» по всей России своих выпускниц, призванных сохранять и развивать наследие русского художественного шитья. В послевоенное время в Челябинске работала выпускница торжокской школы Тамара Васильевна Чернова, которая на протяжении нескольких десятилетий (с 1951 по 1997 год) воспитала не одно поколение челябинских мастериц. Со своими юными воспитанницами кружка художественного шитья Дворца пионеров и школьников им. Н.К. Крупской Тамара Васильевна часто выезжала на экскурсии в Торжок, что повлияло на выбор профессии многих ее учениц. Творческую и педагогическую эстафету Т. В. Чернова передала Елене Владимировне Рай и Наталье Ивановне Соловьевой. Елена окончила Торжокскую профессиональную школу в 1978 году, а двумя годами позже и Наталья получила специальность вышивальщицы. У каждой сложилась своя жизненная и творческая судьба, но их объединяет одно — безмерная любовь к рукоделию и желание передать свой опыт другим. Пристрастие к золотому узорочью челябинские мастерицы объясняют как богатством самого материала, так и разнообразием технических приемов и возможностью работать над различными видами изделий: от украшений костюмов до модных аксессуаров и мелочей. Южно-уральские золотошвеи пытаются найти новые художественные средства выразительности и орнаментальные изобразительные рисунки, отражающие особенности уральской природы. Мастерицы создают оригинальную дамскую бижутерию, всевозможные коробочки, шкатулки, сумочки, атрибуты одежды (пояса, головные уборы, пуговицы, пряжки). Материалом для изделий служит не только красивый бархат, но и шелк, кожа, а в качестве отделки декоративных вставок мастера используют жемчуг, золотые блестки, самоцветные камни, что усиливает художественную выразительность предметов. |
Читайте: |
---|