Коллекция драгоценных тканей XIV—XIX веков, хранящаяся в Оружейной палате, одна из редчайших в мире. Ее огромная художественная ценность заключается в том, что представленная не в отдельных фрагментах, а в виде хорошо сохранившихся законченных произведений, она дает возможность ознакомиться с редкими образцами ручного художественного ткачества России и ряда стран Востока и Запада (витрина № 46).
Огромно и историческое значение собрания: составленное из редчайших восточных и европейских тканей, оно иллюстрирует широкие экономические и политические международные связи России XIV— XIX веков. Большинство изделий связано с именами известных государственных деятелей этого исторического периода
Коллекция драгоценных тканей XIV—XIX веков, хранящаяся в Оружейной палате, одна из редчайших в мире. Ее огромная художественная ценность заключается в том, что представленная не в отдельных фрагментах, а в виде хорошо сохранившихся законченных произведений, она дает возможность ознакомиться с редкими образцами ручного художественного ткачества России и ряда стран Востока и Запада (витрина № 46).
Огромно и историческое значение собрания: составленное из редчайших восточных и европейских тканей, оно иллюстрирует широкие экономические и политические международные связи России XIV— XIX веков. Большинство изделий связано с именами известных государственных деятелей этого исторического периода. До Октябрьской революции изделия хранились в основном в Патриаршей ризнице, в соборах Московского Кремля и церквах России. В настоящее время, собранные в Оружейной палате, они составили коллекцию, отличающуюся разнообразием тканей, их высоким художественным уровнем и прекрасной сохранностью.
В допетровской Руси из-за отсутствия отечественного шелка-сырца не было налажено регулярное производство шелковых и парчовых тканей, потребность же в них была велика. Поэтому ткани в большом количестве ввозили в Россию из стран Востока и Запада, а русские художники (знаменщики), вышивальщицы, портные превращали эти ткани в одежду, в изделия церковного назначения, имеющие исключительно самобытный облик.
Уже в русских летописях X—XII веков встречаются названия византийских тканей — аксамитов, объярей, поступавших на русскую землю благодаря развитым торговым и культурным связям Киевской Руси с Византией. Однако до нас дошли византийские ткани более позднего времени. Так, в коллекции экспонируется атлас начала XIV века. Очень простой узор — прямые полосы с крестом в кругах — и соотношение золота с лазоревым фоном придают ткани гармоничность и сдержанную красоту. Из этого атласа в 1322 году был изготовлен саккос (церковное облачение духовенства) для первого московского митрополита Петра.
К тому же типу так называемых «крещатых» тканей относится и «большой» саккос митрополита Фотия, главы русской церкви начала XV века. Саккос связан с важным событием в истории русской дипломатии: он был подарен московскому князю Василию от его зятя, будущего императора Византии Иоанна Палеолога. На синем атласе золотыми и серебряными нитями вышито более ста изображений святых. Неожиданное соседство в общей композиции двух портретных изображений — князя Василия и Иоанна Палеолога — свидетельствует о возросшей роли московского княжества в начале XV века. Ткань в данном случае послужила лишь фоном для вышивки, сделанной руками русских мастериц.
К числу редких памятников византийского искусства относится и саккос митрополита Алексея, расшитый золотыми крестами. Исключительную ценность представляют заключенные в жемчужный узор крупные золотые пластины, дробницы, с перегородчатой эмалью русской работы XIII—XIV веков. Орнаментальный мотив — древо жизни — характерен для всего русского прикладного искусства той поры. Византийские ткани из коллекции Оружейной палаты представляют большую ценность, подобные ткани хранятся только в музеях Афин и Лондона, а также в редких частных собраниях.
Установившиеся в XVI веке экономические связи с Ираном, а также с Турцией, которая захватила в свои руки торговые пути на Ближнем Востоке, создали условия для поступления на великокняжеский двор тканей из этих стран. В России иранский бархат и шелк использовались для изготовления парадных царских одежд и облачений высшего духовенства, обивки тронов и карет, седел и мебели.
Посольские дары иранских правителей наполовину состояли из драгоценных тканей. Так, во время приема в Грановитовой палате иранского посла Магмета Кулыбека царю Михаилу Федоровичу среди прочих даров были преподнесены: 15 ковров, 13 бархатных, атласных и суконных чепраков (попон), 44 куска голубого, зеленого и красного бархата, 106 кусков камки (тонкого шелка ручной выделки), 26 кусков атласа, 150 кусков дорог (шелковой ткани с узором вертикальных полос).
Иранское декоративное ткачество достигло своего расцвета к концу XVI века. Иранские ткани по своим узорам и колориту отличались исключительной изысканностью, свойственной вообще всему декоративному искусству Ирана XVI—XVII веков. Орнамент этих тканей состоит из розовых и лазоревых цветов гвоздики, шиповника и тюльпана на слегка изогнутых стеблях с зелеными упругими листьями. Названные цветы очень характерны для иранских тканей и встречаются в различных вариантах и размерах. Прелесть цветов состоит в том, что, несмотря на условность, они воспринимаются словно живые.
Из иранской легкой шелковой ткани, с узором из гвоздик на длинных стеблях, сшит стихарь патриарха Адриана. Желтые и коричневые цветы, повторяющиеся с определенным ритмом, эффектно сочетаются с зелеными сочными листьями. Тонкостью и изысканностью отличается узор, состоящий из разноцветных полос, заполненных мелкими розовыми и голубыми цветочками.
Однако иранские ткани, представленные в коллекции Оружейной палаты, уступали в смысле декоративной эффектности турецким тканям, обладавшим обычно крупным узором и резкими контрастами в расцветке. Но гамма турецких драгоценных тканей была несколько однообразной: это обычно глубокий малиновый цвет с золотом в атласах и темно-красный — в бархатах. И все же при известной резкости цветовых сочетаний они были очень декоративны и охотно использовались в Москве в дворцовом и патриаршем быту.
К числу излюбленных узоров турецких тканей XVI—XVII веков относятся изображения тюльпанов, гвоздики, гиацинта и стилизованных плодов граната, заключенных в многофигурные обрамления и крупные остроконечные звезды. Подобные узоры характерны для всего декоративного искусства Турции данного периода.
Наиболее ранним памятником в коллекции является золотный атлас фелони, вложенной в 1602 году Борисом Годуновым в Архангельский собор Московского Кремля в память о царе Федоре Ивановиче. Большую декоративность ткани придает контрастное сочетание красного фона, золота растительных побегов, яркой голубизны контура и густой зелени листьев. Узор на другом памятнике — саккосе патриарха Иоасафа I — выполнен в технике аппликации, излюбленного приема в орнаментации турецких изделий. Нашитые на густокрасный фон ткани белые клейма искусно затканы волочеными золотыми нитями с изображениями некрупных букетов гвоздик. Не меньшей славой пользовался и турецкий бархат. Существовало несколько видов бархата, отличавшихся техникой изготовления: гладкий, рытый, двоеморхий, золотный, аксамиченный. Особенно эффектен узор «солнца» на одном из саккосов XVII века, затканный пряденым золотом на темно-фиолетовом фоне бархата.
Однако наибольшее количество драгоценных тканей в XVII веке привозились на Русь из Италии. Исключительное качество материала, разнообразие видов, красочность палитры, изысканность и богатство узоров, виртуозная техника изготовления принесли итальянским тканям заслуженное признание наших соотечественников.
Коллекция итальянских тканей в Оружейной палате разнообразна и позволяет проследить развитие стиля в орнаменте XVI— XVII веков. Излюбленным узором итальянских тканей были большие ветви, изгибающиеся в овалы, или фигурные клейма, которые заполнялись изображениями плодов, цветов и геральдических корон. Ведущими центрами производства бархата в Италии были Генуя, Флоренция, Венеция.
Из итальянского алтабаса (ткань ручного производства, фон которой заткан волоченым серебром или золотными нитями) сшит саккос митрополита Антония (1577—1580). Фиолетовый фон ткани эффектно оттеняет золотой узор. Редок по орнаментации и саккос из аксамиченного бархата (высокий сорт бархата, узор которого выткан петлями пряденого золота и серебра), выполненный для патриарха Андриана (1691). На золотисто-зеленом фоне искусно вытканы оранжевые побеги. Их причудливое переплетение образует косые клетки с цветами граната и «готическими розами», выполненными золочеными и серебряными нитями. Орнамент другого саккоса Андриана (1696) с двуглавыми орлами, расположенными среди буйного растительного узора, позволяет утверждать, что в Италии выполнялись ткани по специальному заказу царского дома.
Одежды, сшитые из драгоценных тканей, очень ценились на Руси. Нередко парадные царские кафтаны переделывали для церковнослужителей. Со старых одежд часто спарывали украшения и перешивали их на новые, при этом старые саккосы по-прежнему бережно хранились в кладовых. Примером тому может служить саккос патриарха Никона, датируемый 1654 годом. Для него были спороты с саккоса митрополита Дионисия (1583) драгоценные камни, жемчуг и золотые дробницы. Саккос сшит из итальянского аксамита XVII века, на изготовлении которого специализировалась Венеция.
В техническом отношении выделка аксамитов представляла большую трудность. Однако разнообразные рельефы из золотых петель придавали бархату исключительную нарядность.
В Оружейной палате хранится единственная в мире по своей полноте коллекция великолепных итальянских аксамитов. Особенно красивы были так называемые петельчатые аксамиты. Узор на них выполнялся золотыми петлями разных видов, что составляло рельефный орнамент и создавало богатую игру светотени. Великолепен узор саккоса патриарха Никона. В основе его — стилизованные побеги с бутонами и цветами граната. Мерцающее золото поверхности ткани оттеняет красный шелк, которым обозначены контуры и детали узора. Павел Алеппский, описывая путешествие по России антиохийского патриарха Макария, писал о саккосе Никона:
«Он сделал его (саккос.— Авт.) недавно из чисто золотой парчи желто-орехового цвета… Никон предложил нам поднять его, и мы не могли это сделать. Рассказывают, что в нем пуд жемчуга…» И действительно, вес драгоценностей на саккосе достигает 16 килограммов.
В Оружейной палате хранятся также облачения из испанских тканей XVII века. Интересен узор, выполненный в виде стилизованного граната на золотом саккосе патриарха Филарета Никитича. Саккос был привезен из Стамбула в 1623 году.
В первой четверти XVIII века, в связи с реформами Петра I, обязывавшими все сословия, кроме крестьянства и духовенства, носить платья по европейской моде, тяжелые итальянские ткани стали вытесняться более легкими и изящными тканями французского, в основном лионского, производства.
Коллекция французских тканей XVII — начала XVIII века немногочисленна, однако она дает общее представление о специфике их технологии и орнамента, отличающегося необычайной затейливостью. Если еще в последней трети XVII века узоры состояли из крупных букетов цветов, обладающих насыщенной красочной гаммой, то уже к концу века этот пышный и несколько тяжеловатый орнамент облегчается. В узоры вводятся изображения беседок, фонтанов, архитектурных деталей, каскадов, гротов. Для сравнения можно обратиться к орнаменту стихаря и фелони, включенных в коллекцию Оружейной палаты. Зеленый репсовый фон первого заткан крупными пышными цветами. Рисунок золотной парчи фелони, более поздней по времени изготовления, воспроизводит легкие беседки с фонтанами, изящные вазы с цветами, вьющиеся длинные побеги.
К середине XVIII века приток иностранных тканей сильно сократился, так как к этому времени в России окрепло собственное ткацкое производство, которое уже обеспечивало потребность русского общества в шелковых и бархатных материалах.
Надо сказать, что попытки организовать собственное производство драгоценных тканей были предприняты на Руси еще в конце XVI века. Но лишь в 30-х годах XVII столетия в Москве был устроен «бархатный двор». Он размещался за кремлевской стеной между Тайницкой и Водовзводной башнями. Красочные русские бархат и камка, по-видимому, были такого высокого качества, что даже использовались для изготовления царских кафтанов.
В 1681 году в Москве иноземцем Захаром Павловым была открыта одна из первых частновладельческих фабрик. К этому же времени относится открытие и суконной фабрики.
Шелк-сырец, необходимый для производства в Москве драгоценных тканей, обычно закупался у армянских купцов, доставлявших его из Ирана. Такие, в целом случайные, закупки сырья приводили к нерегулярному производству тканей. Положение было изменено после подписания в 1722 году трактата, в соответствии с которым иранские прикаспийские провинции, богатые шелком-сырцом, отдавались в «вечное» владение России.
Только с 1714 по 1725 год в России возникло 14 шелковых мануфактур. Наиболее значительными были фабрики Шафирова, Милютина, Апраксина. Уже к началу XIX века в Москве насчитывалось свыше 40 шелковых мануфактур. Такие стремительные темпы развития ткацкого производства во многом были обусловлены широким использованием жаккардового станка, который был усовершенствован русскими мастерами.
Отличаясь высоким качеством, превосходным цветом и оригинальностью узора, русские парчовые, шелковые и бархатные ткани занимали почетные места на международных выставках в Лондоне, Турине, Париже.
Орнаментика русских тканей, хранящихся в Оружейной палате, очень разнообразна, но в основном она имеет характерные для господствовавшего в конце XVIII — начале XIX века стиля классицизм цветочные гирлянды и розы в различных вариантах. |