СВЕТСКАЯ ОДЕЖДА XVI — НАЧАЛА XX ВЕКА
Советы рукодельнице - Советы рукодельнице

светская одежда xvi — начала xx века

Коллекция русской древней одежды в Оружейной палате по своему объему (свыше 50 различных предметов XVI—XVII вв.), многообразию и художественной ценности — самая значительная среди музейных собраний мира. И хотя собрание не отражает всех изменений в развитии русского костюма, тем не менее оно дает исчерпывающее представление об особенностях русской одежды, ее покрое, украшениях (витрина № 44).
Покрой большинства одежды допетровской эпохи был общим для всех слоев населения, и отличались они в основном качеством и ценностью тканей, украшениями и числом надеваемых предметов туалета

Коллекция русской древней одежды в Оружейной палате по своему объему (свыше 50 различных предметов XVI—XVII вв.), многообразию и художественной ценности — самая значительная среди музейных собраний мира. И хотя собрание не отражает всех изменений в развитии русского костюма, тем не менее оно дает исчерпывающее представление об особенностях русской одежды, ее покрое, украшениях (витрина № 44).
Покрой большинства одежды допетровской эпохи был общим для всех слоев населения, и отличались они в основном качеством и ценностью тканей, украшениями и числом надеваемых предметов туалета.
На Руси одежду из-за дороговизны привозных тканей очень ценили, бережно к ней относились, перешивали, передавали по наследству. Одежда с царского плеча служила самым почетным подарком. Часто ее жаловали в монастыри и церкви.
Большинство изделий собрания выполнены в мастерских Московского Кремля. Первое упоминание о царской Мастерской палате датируется 1580 годом. Располагалась она в пристройке дворца Ивана III, а в XVII веке — в нижних этажах Теремного дворца. К середине XVII века в мастерской работало свыше 100 портных. Одежды, созданные их руками, приводили в восторг современников своей красотой и роскошью. Вот одно из описаний платья Ивана Грозного, оставленное в воспоминаниях иноземного посла: «Мантия великого князя была совершенно покрыта алмазами, рубинами, смарагдами и другими драгоценными камнями и жемчугом величиной с орех».
Лучшие золотные бархат, парча и сукно шли на одежду для членов царской семьи. Из экспонируемых в Оружейной палате одежд только две относятся к XVI веку: восточный кафтан и шуба митрополита Филиппа. Восточные кафтаны по покрою не отличались от принятых на Руси. Распашной кафтан из золотного атласа голубого цвета был привезен, по-видимому, в дар русскому царю в конце XVI века. Узор, вытканный шелком и золотом, изображает динамичный поединок человека с драконом.
Самой ранней одеждой в собрании является шуба, вернее, верх шубы, сшитой из темно-коричневой шерсти. Это образец зимней одежды, широко бытовавшей на Руси в XVI—XVII веках. Предание связывает эту шубу с современником Ивана Грозного — митрополитом Филиппом.
Исключительный интерес представляет единственный сохранившийся до наших дней образец старинной одежды — налатник, надеваемый поверх парадных воинских доспехов. Изготовлен он из красного атласа, расшитого золотыми нитями, и покроем своим напоминает куртку с незашитыми рукавами и боками. Принадлежал налатник царю Михаилу Федоровичу, а в 1654 году им пользовался в Смоленском походе его сын Алексей Михайлович.
Разновидностей русского платья было очень много, однако, самым распространенным во всех слоях населения был кафтан. Большую часть коллекции составляют становые, т. е. сшитые по стану,
по фигуре, кафтаны Петра I. Выполнялись они в Мастерской палате Кремля в 80-е годы XVII столетия из самых дорогих тканей и все имели сходный покрой: распашные, длинные, слегка приталенные со спины, с широкими короткими рукавами. Особенно наряден кафтан из шелковой ткани — байберека брусничного цвета.
Разновидностью кафтана, одевавшегося поверх рубашки, был зипун. Интересен крой его рукавов: широкие в низкой пройме, свободные, умеренной длины, с крючками на узких запястьях. Как правило, из короткого рукава кафтана выглядывал узкий в запястье рукав зипуна, расшитый жемчугом и драгоценными камнями.
Названные виды одежды использовались в царском домашнем быту в обычные дни. В торжественных же случаях царский наряд был неизмеримо богаче. Царским платьем для официальных церемоний служило так называемое платно, которое кроилось из дорогих тканей в виде длинной рубахи с короткими рукавами. В Оружейной палате хранится платно царя Петра Алексеевича. На правом рукаве платна выткана надпись, свидетельствующая об итальянском происхождении этого аксамита. Известно, что ткань была подарена Петру в 1689 году гетманом Мазепой. Опушенное соболями, платно в свое время было украшено золотным кружевом и золотыми с изумрудами и рубинами пуговицами, стоимость которых в 10 раз превышала стоимость самого платья.
Парадной одеждой бояр во второй половине XVII века становится ферезея. Ферезея царя Алексея Михайловича сшита из тонкого белого сукна в виде прямой, широкой, без застежек накидки с очень длинными рукавами, не зашитыми в пройме. К сожалению, ферезея, представленная в Оружейной палате, не сохранила своего первоначального вида — все дорогие украшения с нее были ранее сняты.
Женская одежда XVI—XVII веков не сохранилась до наших дней, однако дополнения и украшения к женскому костюму тех времен представлены в коллекции музея. Это — кольца, браслеты, височные подвески, распространенные на Руси с давних пор. Шею украшали ожерелья из жемчуга или металла с драгоценными камнями. Волосы убирались под чепчик или волосник. Интересной, вышедшей впоследствии из обихода принадлежностью женского костюма были ширинки — платки, выполненные на ширину полотна. Декорированные золотным кружевом и мелким жемчугом, они часто являлись свадебным подарком жениху от невесты.
На ярких парчовых, кожаных или бархатных сапожках в XVII веке появились каблуки. Исключительной музейной редкостью является отреставрированный в наше время дамский сапожок XVII века. Он сшит из бархата вишневого цвета и до половины высоты расшит жемчужным узором. Подобные сапожки носили и мужчины.
Как в украшении женского, так и в декоре мужского костюма всегда большую роль играли пуговицы. Их изготовлению придавали большое значение и доверяли только наиболее искусным мастерам. Золотые и серебряные, крохотные, не более горошины, и крупные, величиной с куриное яйцо, чеканные и эмалевые, сделанные из полированного изумруда или рубина, они становились настоящими произведениями искусства.
Задолго до петровских реформ, в 1632 году, впервые упоминается о появлении в России европейского платья, хотя, конечно, это было редким исключением. Экспонируемый в коллекции так называемый польский кафтан из красного сукна имеет ряд черт, не присущих русской одежде: он значительно короче отечественного кафтана, прямая спина прилегает к талии, в боках много сборок. Принадлежал кафтан Петру I.
В гардероб Петра Алексеевича входили и сапоги-ботфорты, надевавшиеся на меховые сапожки. Известно, что Петр знал в совершенстве множество ремесел, возможно, и сапоги были выполнены им самим. На токарном станке Петром была выточена трость с надписью: «Из рук преобразователя и их же рук дело».
Реформы Петра I отразились на всех сторонах жизни России, изменили привычный быт русских людей, нарушили во многом и традиционность русской одежды. В 1700—1701 годах был издан указ о замене старого русского платья модной европейской одеждой.
Законодательницей мод в XVIII столетии становится Франция. В новой русской столице Петербурге европейский костюм распространился очень быстро: прошло всего несколько лет после указа Петра, а русские модницы своими нарядами соперничали с французскими щеголями (витрина № 45).
Мужской костюм начала века состоял из плотно облегающего фигуру кафтана, камзола и коротких штанов, заправленных в длинные чулки. Костюм включал также рубашку с кружевным жабо и туфли с пряжками на высоких каблуках.
Представления о таком и других костюмах эпохи может дать богатый гардероб Петра II. Нарядные кафтаны из бархата и шерсти, камзолы из репса и парчи, халаты на меху, покрытые сверху шелковой тканью, короткие стеганые куртки, плащи-епанчи, украшенные золотым шитьем, утопающие в серебряных кружевах, различные по фактуре и цвету, они точно соответствовали последним требованиям французской моды, которая просуществовала без особых изменений до конца XVIII века.

Женское платье XVIII столетия состояло из широкой юбки, жесткого, сильно затянутого в талии корсажа с большим декольте и рукавами до локтя, а также из верхнего платья — робы. Платье (коронационное) русской императрицы Екатерины I предположительно выполнено в России из шелка пунцового цвета. Оно сплошь украшено рельефной вышивкой, выполненной серебряными нитями.
Многочисленны в коллекции дамские наряды XVIII века, отличающиеся особой пышностью и блеском. Порой дамский гардероб, как впрочем и мужской, насчитывал до тысячи предметов.
Особой расточительностью, судя по воспоминаниям современников, отличалась императрица Елизавета Петровна. Ее коронационное платье с глубоким декольте, без рукавов, сделано из серебряного глазета и украшено золотым галуном. Особенностью силуэта является сильно расширенная в боках юбка, посаженная на специальный громадный эллипсовидный каркас из китового уса, или фижмы, размах которых достигал 1,5 метра.
В Оружейной палате экспонируются еще два великолепных платья с фижмами из серебряного глазета. Одно из них — венчальное (1745), другое — коронационное (1762), принадлежавшие Екатерине II.
В последней трети XVIII века выходит из моды вычурный силуэт платьев, сложные прически, обилие золотых и серебряных кружев, обувь на высоких каблуках. Приход стиля «классицизм», ориентировавшегося на античные образцы, привел к резкому изменению моды. Появляются платья с высокой талией и прямой юбкой, напоминающие античные хитоны и туники. Придворное платье, подобное образцам платьев 1856 и 1896 годов, просуществовало, изменяясь лишь в деталях, до XX столетия.
Роскошь придворной одежды дополняли разнообразные аксессуары: лорнеты, табакерки, часы, веера, шпаги, трости. Все это в определенном порядке раскладывалось на изящных туалетных столиках с зеркалом и с множеством выдвижных ящичков. Наборы туалетных принадлежностей содержались в готовальнях и туалетцах, изящных футлярах из золота, серебра, поделочных камней, усеянных самоцветами.
В XVIII веке в моду вошел веер, хотя в России он был известен уже с XVII столетия. В изготовлении вееров принимали участие самые искусные художники, резчики, ювелиры. Самые разнообразные материалы — кость, перламутр, ткань, кружево, пергамент использовали для изготовления вееров, украшали их живописью и драгоценными камнями.
Немаловажной деталью украшения костюма были гарнитуры, состоящие из бриллиантовых, изумрудных, сапфирных и рубиновых колец, серег, браслета, булавок для волос. Часы, подвешенные у пояса на широкой цепочке — шателене, стали обязательным украшением корсажа дам и кафтанов кавалеров XVIII века.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Вязание

Как сделать вязаный браслет своими рукам

News image

Сегодня становится модно заниматься рукоделием, с его помощью всегда можно выглядеть стильно и неповторимо. Занятие это интересное и имеет много различных направлений. Украшения handmade поистине находятся на пике популярности в ...

Как связать шапку спицами

News image

В различных журналах по рукоделию можно встретить множество фотографий, на которых изображены красивые вязаные детские шапки. Вы наверняка задумывались о том, чтобы связать что-то подобное для своего любимого малыша? Вы ...

Бусы, связанные крючком.

News image

Бусы - модный аксессуар, который дополняет и завершает образ женщины. Их можно купить, но гораздо приятнее надеть вещь, сделанную своими руками, например, украшение, связанное крючком. Сделать такие бусы очень просто, ...

More in: Вязание крючком, Вязание на машинке, Вязание спицами

Женщине потребовалось 10 лет для создания вышитой

News image

В начале XVI века великому Микеланджело потребовалось четыре года на роспись Сикстинской Капеллы в Риме. 500 лет спустя у Джоанны Лопиановски-Робертс (Joanna ...

Вышивка

News image

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при ...

Создаем свой Sampler

News image

Начиная с 1598 года, когда Джан Босток создал самый первый sampler для украшения костюма, и до сего времени, это один из наиболее популярных видов вышивки, им...

Авторизация